Jump to content

Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation on 06/08/17 in all areas

  1. Когда есть, чем гордиться... Отгремел парад 9 Мая, прошел Великий Бессмертный полк. Днем позже разговаривала с Папой и, к своему огромному удивлению (и стыду, потому что не знала раньше) узнала, что и в нашей семье был самый настоящий герой. Итак.... Дядя моей бабушки, мамы моего Папы - Михаил Туганов. Он не только был блистательным артистом, но и бесстрашным воином, который вместе со своим ансамблем донских казаков прошел всю войну и встретил день Победы в Берлине. Михаил Туганов – создатель конного аттракциона «Джигиты Северной Осетии, основатель славной цирковой династии. Эстафету отца подхватила его дочь – Дзерасса Туганова, которая с 1962 года на протяжении многих лет возглавляла аттракцион джигитов «Иристон». На арене – Михаил ТУГАНОВ Когда раздаются звуки оркестрового вступления и на манеж цирка на красавце-коне вылетает Михаил Туганов, зрительный зал встречает его рукоплесканиями. Можно залюбоваться строгой выправкой этого смуглого красивого всадника в терской атласной гимнастерке, перетянутой кавказским поясом с серебряным набором, в галифе с лампасами. На голове Туганова черная, лихо сдвинутая набок кубанка. Стройный конь чистокровной буденовской породы Сигнал нервно вздрагивает в ожидании фанфар, возвещающих о начале конного парада. Что-то неописуемо волнующее заключается в атмосфере циркового представления, особенно в минуты демонстрации конных номеров, полных особой романтики и необычайной динамики. Неотъемлемая принадлежность циркового зрелища — конный цирк несет в себе яркое жизнеутверждение, демонстрируя богатырскую силу, беззаветную удаль и смелость. Советский цирк бережно хранит и развивает эту славную традицию, основанную на подлинно народном искусстве верховой езды, первенство в котором издавна принадлежит русским казакам и кавказским джигитам. Мастер конного цирка — заслуженный артист РСФСР Михаил Николаевич Туганов является одним из лучших представителей старой школы виртуозного владения конем. Свои знания и опыт он вложил в создание одного из лучших конных аттракционов «Казаки». …Туганов подает знак, звучат фанфары, вступает оркестр. Распахивается форганг, и на манеж на донских, арабских и буденовских скакунах со старинными казачьими бунчуками и развевающимся стягом выезжают участники аттракциона. В форме донских, терских и кубанских казаков молодые наездники радуют взгляд своей отменной выправкой. Приветствуемые зрителями, конники парадом проходят по манежу. Наступает пауза, Туганов хлопает бичом, и вот уже по кругу манежа с бешеной скоростью мчатся кони, управляемые ловкими джигитами. От быстрой скачки во все стороны летят опилки. Казаки демонстрируют никем в мире не превзойденное искусство джигитовки. На всем скаку как вкопанные они стоят на лошадях, делают стойки на руках, пируэты вокруг шеи скачущих коней. Джигиты прыгают с лошадей и на полном карьере вскакивают на них, крутят сальто, исполняют трудные акробатические трюки. Несколько казаков демонстрируют рекордный «хвостовой трюк»: стоя на руках на крупах галопирующих лошадей, джигиты в тот момент, когда кони берут барьер, исполняют переднее сальто и затем опускаются в седла. Это упражнение требует виртуозного владения не только конем, но и сложной техникой акробатики. Свое искусство конной джигитовки, ловкость и удаль всадники демонстрируют в быстром, ни на мгновение не ослабевающем темпе. Трюки следуют один за другим. Мы видим «тройной обрыв», за ним идет «конный турник». Упражнения на нем исполняются на пике, положенной на плечи двух всадников. А вот на манеж вылетают двое других всадников, и под брюхом коней, на ремнях, примостились гармонисты. Звуки задорной плясовой раздаются в цирке… Сын крестьянина одной из терских станиц, М. Туганов с раннего детства пристрастился к конному спорту. Его двоюродный брат Асланбек Туганов был первоклассным наездником, победителем многих конных соревнований, устраивавшихся в праздничные дни в окрестностях Владикавказа. Асланбек стал обучать маленького Мишу искусству верховой езды, развивая в нем смелость, находчивость, умение не теряться в трудную минуту. Летние каникулы Миша, ученик Владикавказского городского училища, проводил у родственников в ауле Шанаево, в Северной Осетии. Двоюродный брат брал с собой мальчика и возил его на пастбища, где в огромных табунах паслись полудикие лошади. И Миша с волнением наблюдал за тем, как Асланбек с группой молодых горцев вылавливал для объездки полудиких коней. Миша любовался, как ловко горцы набрасывают аркан на намеченную ими лошадь, как укрощают ее, с какими трудностями и опасностями они надевают уздечку, а затем и седло на брыкающегося, встающего на дыбы коня. Полные романтики и сурового труда жизнь и работа кавказских джигитов полюбились Мише Туганову. К концу первого лета он тоже научился скакать на неоседланной лошади. Правда, случалось, что он оказывался на каменистой земле, но мальчик вел себя как настоящий джигит и виду не показывал, что ему больно. Первое волнующее задание — отловить полудикого коня — Мише поручили в двенадцать лет. Мальчик, сев на своего скакуна, погнался за лошадью, с силой бросил аркан и затянул его. Лошадь, привыкшая к приволью, стремилась освободиться от аркана, стягивающего ей шею. Но напрасно: аркан настолько сдавил ее, что она в изнеможении свалилась. Миша подъехал к поверженному коню, осторожно обмотал его уздечкой и сбросил петлю. Подросток едва успел вскочить на коня и уцепиться двумя руками за гриву, как полудикая лошадь помчала его по каменистой дороге, сбиваясь то в одну, то в другую сторону, пытаясь сбросить ненавистного ей седока. Сколько километров проскакал Миша в этой невероятной скачке — он не запомнил. Вся в мыле, хрипя от неистового бега, лошадь постепенно сдавала. Юный наездник вконец измучил коня, измучился сам, но покорил скакуна. Мальчик с трудом слез с лошади. У него ныло все тело, от напряжения кружилась голова, подкашивались ноги. Асланбек и старые джигиты похвалили парня, дружески похлопали его по плечу. Первый экзамен был выдержан… С тех пор Мишу Туганова стали допускать к участию в конных соревнованиях. Всегда с большой тщательностью он готовил своего коня, кормил его отборным овсом, ухаживал за ним, лелеял его. В медлительной и тихой жизни горных аулов тех лет конные соревнования являлись большим событием. И молодежь, а вместе с ними и их семьи считали дни таких соревнований подлинным праздником выносливости, ловкости и силы, мастерства владения конем. Сколько разговоров, предположений, гаданий о вероятных победителях обычно предшествовало этим ярким, захватывающим по своей динамике конным ристаниям. Каждому молодому наезднику лестно было показать различные приемы джигитовки, потом по прямой проскакать до соседнего аула и обратно, чтобы лихо пересечь линию финиша, у которой победителя ждали самые строгие седовласые судьи, в прошлом лучшие наездники Северной Осетии. По всей линии скачки, по обеим сторонам дороги, стоят жители двух аулов. Они возбужденно гикают, кричат, подзадоривают своих джигитов. Надо на «обрыве», на всем скаку поднять с земли папаху, кем-то неожиданно брошенную под ноги лошади. Михаил Туганов научился всем приемам джигитовки и не раз выходил победителем сперва в аульных, а затем и в районных соревнованиях. В начале 1920 года Туганов вступил добровольцем в 3-й Терский полк кавбригады и более года прослужил в Красной Армии. Здесь он еще больше отточил свое мастерство. Как-то после демобилизации молодой Туганов поехал в Ростов-на-Дону. У цирка Буля его внимание привлекли яркие плакаты, изображавшие известного кавказского джигита Алибека Кантемирова на вздыбленном коне. Вечером Туганов рассеянно смотрел выступления акробатов, жонглеров и клоунов, с нетерпением ожидая появления Алибека Кантемирова. Заиграла музыка, прожектора скрестили свои лучи на занавесе форганга, и на арену вылетел Кантемиров. Он мгновенно осадил коня и вздыбил его. Цирк загремел аплодисментами. Кантемиров мастерски работал один, и с каждым его новым замечательным трюком у молодого Туганова все горячее играла горская кровь. Он даже не представлял, что умение ездить верхом можно довести до такого виртуозного искусства. — Алибек Кантемиров — мой земляк, — думал Туганов. — Он знает меня с детских лет и не раз видел, как я приходил первым на своем коне в дни праздников. Зайду к нему, поговорю… Встреча с Алибеком. Кантемировым решила судьбу Михаила Туганова. Перед ним больше не вставал вопрос, «кем быть»… Вместе с Кантемировым молодой наездник Туганов стал разъезжать по циркам юга России, демонстрируя парную джигитовку. Прошло три года. Работа с крупнейшим мастером цирка многому научила Туганова, и он задумал создать собственный номер совместно со своим братом Абреком. В 1925 году на рекламных стендах цирков появились афиши и плакаты, извещавшие, что скоро начнут свои выступления «Сыны гор братья Тугановы». Гастроли молодых джигитов пользовались успехом. Но только два года Михаил проработал с Абреком. В Златоусте во время джигитовки Абрек во весь рост стоял на мчавшемся коне. В какое-то мгновение конь поскользнулся, падая, Абрек ударился о барьер манежа и сломал себе позвоночник. Вскоре он скончался. Оставшись один, Туганов поехал в Северную Осетию. Здесь, в аулах, он подобрал лучших наездников-горцев и вместе с ними подготовил конный аттракцион «В горах Кавказа». Сюжет этого аттракциона-пантомимы был незамысловат. Он рисовал картинки быта старого и нового Кавказа. Горцы похищали девушку и увозили ее. Вслед за похитителями отправлялась погоня во главе с братом похищенной горянки. Мчались кони, джигиты начинали перестрелку, поднимали своих коней на дыбы, демонстрируя эффектные трюки. Но вот похитителям удавалось ранить коня, на котором их преследовал благородный горец. Раненый конь падал, всадник отскакивал в сторону. Лошадь словно просила своего хозяина о помощи. Горец (его роль исполнял Туганов) перевязывал коню «раненую» ногу. Лошадь покидала манеж, осторожно ступая на трех ногах и вытянув «раненую»… Во второй части этой пантомимы горцы демонстрировали кавказские танцы, исполняя их под зурну и барабан. Затем начиналась джигитовка. Этот аттракцион имел огромный успех, и Туганов за несколько лет объездил с ним многие цирки. Но однажды ему не повезло. Во время джигитовки он сломал себе ногу и более года пролежал в больнице. После выздоровления на некоторое время от джигитовки пришлось отказаться. Туганов стал выступать в цирках с демонстрацией высшей школы верховой езды. В 1939 году М. Туганов задумал создать новый аттракцион. Из лучших наездников-казаков в станицах он собирал самых ловких и лихих, таких же, как и он в дни своей молодости, победителей соревнований. Немало сил пришлось затратить на подготовку этого «Донского казачьего ансамбля». И вот, наконец, в Москве состоялись первые выступления. Не только рядовые любители цирка, но и профессионалы отмечали исключительно высокий уровень конной работы ансамбля, построенной в духе лучших казачьих традиций. Глубокий патриотизм, мужество и сила, ловкость и удаль — вот что отличало это глубоко народное зрелище. Гастроли казачьего ансамбля проходили с огромным успехом. Неожиданное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину всколыхнуло весь советский народ. Все, кто мог носить оружие, становились на защиту своей священной земли. После представления 22 июня 1941 года, когда отгремели аплодисменты зрителей и казаки остались одни, Туганов собрал их на манеже. — В цирке нам нечего делать,— заявил он.— Свою удаль и лихость, свое казачье мастерство надо применить на фронте, в борьбе с врагом… Я иду добровольцем на фронт… Кто со мной?.. Все казаки подняли руки, весь состав вызвался идти в армию. Через некоторое время были оформлены необходимые документы, и ансамбль получил назначение. Широко распахнулись ворота Московского цирка, и под звуки баянов на Цветной бульвар выехал на конях весь «Донской казачий ансамбль». С песнями участники ансамбля двинулись в казармы Первого Особого кавалерийского полка Наркомата Обороны. Вскоре после этого полк влился в корпус, которым командовал генерал Лев Доватор. Начался боевой путь казачьего ансамбля. Много славных дел и боевых заданий выпало на долю бывших цирковых артистов. Ни разу не дрогнули они перед лицом врага. Одиннадцать цирковых наездников сложили свои головы, героически борясь за Родину, многие были ранены. В осенние дни 1941 года, когда казачий взвод находился неподалеку от г. Вереи, капитану Туганову было приказано доставить важное донесение командиру крупного соединения. Обстановка на участке была напряженной, месторасположение частей неоднократно менялось. Ординарец подвел капитану его коня Энзели, и капитан, напутствуемый лучшими пожеланиями, ловко вскочил в седло и, с места взяв быстрый темп, скрылся из вида. Больше часа скакал на своем коне Туганов. Иногда ему приходилось спешиваться. Осторожно, чтобы не хрустнула ветка, он под уздечку проводил своего Энзели через опасное место. Миновав его, он снова вскакивал на коня и мчался, торопясь выполнить боевое задание. В развевающейся черной бурке, в кубанке Туганов в поисках командира нужного соединения влетел на своем скакуне в деревню Ефимовку. Капитан и не подозревал, что совсем недавно ее заняли гитлеровцы. Фашисты были настолько ошеломлены появлением советского кавалериста, что не сразу схватились за автоматы. Офицеру было достаточно нескольких секунд, чтобы на всем скаку осадить коня и, сделав поворот, помчаться прочь из этой деревни. Замешательство гитлеровцев прошло. Они начали палить по смельчаку. Всадник находился на краю гибели. И тогда его осенила счастливая мысль: его может спасти один из приемов джигитовки, который он в свое время демонстрировал в цирке. На полном карьере, будто раненый, Туганов сделал «обрыв», т. е. откинулся всем корпусом назад, закрепившись ногами в стременах и волочась по земле руками. Прибавив ходу, Энзели, подбадриваемый голосом Туганова, умчал его из деревни, из-под самого носа гитлеровцев. Когда всадник оказался за деревней, он подтянулся в стременах, сел в седло и окровавленными руками погладил своего верного друга. Затем, сориентировавшись, он помчался в нужном направлении. Донесение было доставлено. Удачно примененный цирковой трюк спас жизнь находчивому капитану. За смелость и оперативность, проявленные при выполнении боевого задания, командование наградило М. Туганова орденом Красного Знамени. Сражаясь в рядах корпуса, казачий ансамбль понес большие потери. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Ансамбль стал пополняться талантливыми представителями солдатской художественной самодеятельности. В часы отдыха участники ансамбля выступали в подразделениях своего корпуса, песнями и плясками поднимали боевой дух конногвардейцев. И всегда — в походе, и на стоянке в тылу — артисты ансамбля были самыми желанными и любимыми гостями кавалеристов. М. Туганов получил звание майора. Несмотря на трудную боевую обстановку, мастерство участников ансамбля росло. Туганов писал с фронта знакомым московским поэтам и композиторам, и они присылали, а порой привозили в Действующую Армию свои новые патриотические произведения, там же, на фронте, разучивая их с ансамблем. Успешная концертная работа ансамбля не раз отмечалась в приказах командира корпуса, командующих армиями и даже фронта. За особые заслуги в творческой работе и высокое художественное мастерство Маршал Советского Союза К. Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта от 9.Х.1944 года объявил благодарность всему личному составу ансамбля и наградил его руководителя гвардии майора М. Туганова именными часами. Этот приказ Маршала Рокоссовского хранится в Ленинграде, в Музее цирка. В первых числах мая 1945 года, через несколько дней после того, как знамя нашей победы взвилось над Берлином, я встретил майора Туганова вместе с руководимым им ансамблем казаков в здании рейхстага. Грудь боевого офицера украшали четыре ордена и столько же медалей. Множество офицеров и солдат из разных частей 1-го Белорусского и 3-го Украинского фронтов приехало посмотреть бывшую «твердыню» гитлеровского величия. Советские воины-победители фотографировались на фоне здания рейхстага, исщербленного пулями и подбитого артиллерийскими снарядами. Лихие росчерки солдат и офицеров разных полков, танковых соединений, воздушных и других частей Советской Армии красовались на стенах и колоннах рейхстага. Казаки осматривают залы рейхстага. Вместе с ними известная исполнительница русских народных песен, заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова. Последний год войны она вместе с казачьим ансамблем выступала в частях 1-го Белорусского фронта. Офицеры, солдаты узнают Туганова, Русланову. Они просят дать концерт прямо здесь, в зале рейхстага. По краям обвалившегося купола, в огромном мраморном зале разместились певцы и певица. Зазвучали русские народные песни о Родине, о бескрайних степных просторах и полях России. С волнением слушали эти песни воины Советской Армии, штурмовавшие Берлин… В зале пахло гарью, трудно было петь. Артисты попросили перенести концерт на воздух, на большую лестничную площадку рейхстага. И русская песня, родная и близкая, душевная и сердечная, полетела над Берлином… После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке. Старый джигит поехал на Дон, Терек и Кубань и в станицах подобрал новых молодых казаков — великолепных наездников. За послевоенные годы М. Туганов подготовил несколько интересных и своеобразных конных обозрений. Мы видели овеянное романтикой Великой Отечественной войны представление под названием «О чем звенят клинки». Введение документальных кинокадров из фронтовой хроники и исполнение патриотических песен тех времен словно переносило зрителей на поля недавних сражений. Напоминая о славных ратных подвигах, казаки по сигналу боевой тревоги вскакивали на коней. Начиналась работа джигитов, оснащенная элементами военно-спортивного характера. Прошло несколько лет, и Туганов придал своему аттракциону мирный характер. В несложной по сюжету картинке «На Дону» действие происходило на одном из конных заводов, заканчиваясь праздником, на котором исполнялись темпераментные казачьи пляски и джигитовка. В целом, несмотря на ряд последующих доработок, композиция «На Дону» получилась растянутой и громоздкой по составу исполнителей. Это побудило Туганова отказаться от сюжетной мотивировки своего номера и показывать только мастерство казачьей джигитовки. Совсем недавно, в октябре прошлого года, обновив состав участников конного аттракциона, заслуженный мастер цирка создал новый номер под названием «Джигиты Северной Осетии», построенный на материале кавказского фольклора. Под звуки осетинской лезгинки на манеж выезжают десятки горцев в черных бурках и каракулевых шапках с алыми башлыками, откинутыми на плечи. Горцы перестраиваются и на трех лошадях в ряд, гарцуя, объезжают манеж. Закончив парад, джигиты удаляются. Михаил Туганов на своем коне Сигнале демонстрирует высшую школу. И когда в цирке стихают аплодисменты, на манеже снова появляются темпераментные горцы. В центре арены стоит Туганов. Он щелкает бичом, и молодежь исполняет на конях невероятно трудные трюки. Темп скачки все убыстряется, глухо и мерно стучат барабаны, неистово заливается зурна, и, будто в каком-то калейдоскопе, зрители видят мчащихся коней и слившихся с ними всадников. Этот аттракцион — несомненное достижение нашего конно-циркового искусства. Зрители любят М. Туганова — мастера, неустанно работающего над созданием новых конных аттракционов, обогащаемых всем лучшим, что на протяжении веков накоплено русским казачеством и кавказскими джигитами. ******************************************************************** В 2017 году непременно приму участие в Бессмертном полке, от начала и до конца, с гордостью понесу фотографию прадеда по центральным улицам Столицы!
    1 point
  2. логично. а в начале что было? только интим интерес?)
    1 point
  3. и ипотеку, а жене визу в другую страну, так как есть гарантия, что она вернется) но это какие-то неромантичные плюсы заключения брака)
    1 point
  4. Я не понимаю зачем вообще заводить тему, которая заведомо вызовет споры и агрессию? Аборт бывает и по сугубо медицинским показаниям, что в таких случаях делать?
    1 point
×
×
  • Create New...