Jump to content

Украинская община в Канаде


Recommended Posts

Вот тебе для начала статья об истории общины:

С провозглашением государственной независимости Украины ушли в небытие времена, когда украинцев Канады с их исторической родиной разделял не только океан. Сто лет препятствием были отличия в подходах к оценке политических, экономических, социальных, национальных и религиозных процессов. Только сейчас, по мнению академика НАН Украины П.Тронько, стало возможным всесторонне проанализировать тогдашние отношения между органами государственной власти и управления Украины и украинской общиной в Канаде, дать им честную и непредвзятую оценку. Об этом Петр Тимофеевич пишет во вступительном слове к недавно изданному сборнику «На скрижалях історії», в который впервые в украинской историографии вошли документы и материалы, освещающие наиболее яркие страницы политических, культурных и научных взаимоотношений Украины и украинско-канадской общины как по линии государственных органов, общественных организаций, так и на основе персонально-групповых контактов во второй половине 1940-х — 1980-е годы. Сборник является первой книгой, которая положила начало многотомной серии «Україна — Канада: історія та сучасність».

Общепризнанной исторической датой «рождения» украинской канадской общины считается 1891 год, когда два украинских крестьянина — Иван Пылыпив и Василь Еленяк осуществили путешествие в Западную Канаду. Их положительное впечатление от этого края способствовало возникновению первой волны украинской эмиграции.

111-летнее присутствие украинцев в Канаде в соответствии с волнами эмиграции и политическими и географическими изменениями в Украине можно поделить на четыре периода. Первые три охватили целое столетие: с 1891 года до конца Первой мировой войны, с 1918-го — до нападения нацистов на Советский Союз и с 1941-го по 1991 год. Четвертая волна возникла после провозглашения независимости Украины.

Как уже отмечалось, в сборник вошли документы и материалы, касающиеся третьего периода. Ввиду политических реалий понятно, что в те времена преобладали связи между левым крылом украинской канадской общины и Советской Украиной. Однако и украинские канадцы-националисты играли важную роль в их отношениях (особенно, начиная с 70-х годов), и это тоже нашло отражение в документах, опубликованных в книге. В ней, в отличие от изданий недалекого прошлого, нет и намека на идеологическую заангажированность и любые попытки противопоставить деятельность тех или иных украинских общественных организаций. Ведь какими бы ни были мировоззренческие убеждения членов каждой из них, Украина для всех всегда была и остается единственной матерью.

В сборнике использованы документальные материалы почти всех центральных архивов Украины, дипломатического архива Министерства иностранных дел Украины, государственного архива Службы безопасности Украины, значительная часть которых едва ли не впервые становится доступной для исследователей.

Украинские канадцы никогда не порывали связей с землей своих предков, имея в этом непочатый источник вдохновения и силы для этнического самоопределения. Опубликованные документы свидетельствуют о значительной помощи, которую они оказывали своей исторической родине уже во второй половине 1940-х годов, собирая средства, жертвуя собственные скромные сбережения на приобретение медикаментов, медицинского оснащения и оборудования, в которых так нуждалась послевоенная Украина.

Тем не менее не следует считать, что это был односторонний процесс. Уже с 1950-х годов Украина прилагала много усилий для сохранения самобытности украинского населения в Канаде, его давних ярких традиций. По совместным программам государственных и общественных организаций Украины, украинских обществ Канады на Американском континенте были построены памятники Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, Василю Стефанику, другим выдающимся деятелям украинской культуры. По приглашению своих земляков Канаду посещали Зоя Гайдай, Иван Паторжинский, Анатолий Соловьяненко, Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Анатолий Авдиевский. Не остались в стороне от плодотворных контактов и молодые художники 1980—1990 годов.

Собственно говоря, и издание сборника «На скрижалях історії» является неоспоримым свидетельством крепости этих уз, творческого сотрудничества академика НАН Украины Петра Тронько, академика, главного ученого секретаря Украинской академии исторических наук Юрия Данилюка, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории Украины Олега Бажана с их коллегами — канадцами-украинцами Юрием Москалем, являющимся одним из директоров «Фундации української спадщини Альберти», президентом этого фонда Владимиром Маковецким и его управляющим директором и секретарем правления директоров Маршалом Александром Наем.

Будущая серия изданий, основанная сборником «На скрижалях історії», безусловно, будет способствовать объединению украинцев в мире, их лучшему взаимопониманию, культурному взаимообогащению. И нет сомнений, что для реализации столь важной задачи приложат все усилия инициаторы этого проекта — Институт истории НАН Украины, Госкомархив Украины, «Фундація української спадщини Альберти» (Канада).

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
  • 2 years later...

Стала смотреть в Википедии этнический состав Канады, оказалось, что украинцы по этническому составу в Канаде занимают 10 место (1 млн 209 тысяч человек при переписи ответили, что знают украинский язык), а русские - 14-е место, (только 500,6 тысяч человек ответили, что знают русский, кроме английского). Даже поляки и датчане по количеству эмигрантов в Канаде впереди русских.

Мне интересно, какие исторические предпосылки были для такого национального состава? Всегда казалось, что россиян больше и поэтому их везде должно быть больше.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Одни говорят, что первые украинцы прибыли в Канаду в 1848 году, после отмены крепостного права в Австро-Венгрии, (а Западная Украина входила в нее). Тогда много украинцев выехало также в США и Латинскую Америку.

Другие говорят, что первые украинские иммигранты массово прибыли в  канадский порт Галифакс  где-то 120 лет назад. Канада привлекала тем, что давала возможность социальной адаптации и главное- давала землю в пользование. 

shaf_imigrukr.jpg

Потом была волна между первой и второй мировой войны во время массового голода, потом третья волна - после второй мировой войны, четвертая волна иммиграции пошла в 90-е годы XX века. Правда, как иммигрировали простые крестьяне, несколько странно, ведь добраться до Канады нужны были средства и проблема перейти через "железный занавес" тоже была не такая легкая.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

украинаская община в Канаде уже ассимилировалась, думаю, только начале прошлого века украинцы говорили между собой по украински и готовили украинские блюда, новые украинцы, может, слегка и оживили национальную память, но внуки первых украинцев в Канаде давно уже только номинально украинцы.

Хотя в Торонто есть два украинских банка, много творческих коллективов, как профессиональных, так и любительских. Ежегодно устраиваются украинские фестивали. В окресностях Торонто есть полностью украинские поселения, например Хокстоун на берегу озера Симко.Украинцы из других мест ездят туда с палатками на Ивана Купалу на пикники, концерты национальных коллективов.

Громкую славу украинцам в Канаде — что стимулировало приток новых и новых поколений эмигрантов с их родины — принесли фермеры, выращивающие знаменитую на весь мир пшеницу в провинциях Альберта, Манитоба и Саскачеван на Среднем Западе.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...