Друзья!
Не так давно Стендфорский профессор сделал по-настоящему удивительное открытие: когда мы видим, что кто-то попал в беду, или его обманули, это вызывает у нас высвобождение химического вещества в дорсальной части нашего мозга, и мы физически начинаем чувствовать… удовольствие. Профессор назвал этот медицинский феномен Schadenfreude – с немецких слов "Schaden" и "Freude", "несчастье" и "радость".
Вы не обратили внимание, на что именно вы кликаете в новостной выдаче поисковых систем Яндекс или Google, выбирая среди новостей, вроде "пятиклассник умеет умножать трёхзначные числа в уме", или "закончилось строительство ещё одной школы в Юго-Западном округе", или "няня кавказской национальности отрезала ребёнку голову и ходила с этой головой по улицам…". Конечно, на последнее! Или:
"наша семья выражает турагентству "Х" искреннюю признательность за прекрасно организованный отдых", или "огромное спасибо турагентству "Х" за понимание и чуткость и замену тура без доплат", или "КИДАЛОВО, мошенники турагентства "Х" никаких туров не организовывает, денежки забрали и ТЮ-ТЮ" - Конечно, на последнее!
И никто вас в этом не винит, даже, не смотря на явно заказной и лживый контент последнего сетевого шедевра… У вас просто выделение химического вещества в дорсальной части нашего мозга. Schadenfreude. И отчасти успокаивает то, что здесь, по крайней мере, есть научное объяснение. Ну, не виноватые мы! Организмы у нас такие!
Менее понятен другой новостной феномен: ложные новости распространяются в Интернете гораздо быстрее и охватывают более широкую аудиторию, чем настоящие. Это научно доказано исследователями из Массачусетского технологического института, которые воспользовались шестиуровневой системой проверки подлинности информации, чтобы проанализировать распространение 126 тысяч новостных сообщений среди трёх миллионов пользователей Twitter в период с 2006 по 2017 год.
Оказалось, что наименьшей популярностью пользовались новости со степенью достоверности около 98%. Даже самые интересные правдивые посты редко набирали более тысячи просмотров, в то время как рейтинг фальшивок возглавляли многочисленные сообщения, разлетевшиеся среди 100 тысяч человек.
И здесь, к сожалению, только констатация факта, без объяснений причины этого глобального информационного заболевания. Были, правда, попытки изобретения информационной "вакцины" против лживых новостей, но практика показала, что её действие ограничено и панацеей она никак считаться не может.
Однако, то, что мы вам здесь сообщили, могут считаться новостями только потому, что это недавние открытия, но это открытия о сути давно существующих явлений. Проблема Schadenfreude или дезинформации в СМИ стары как мир, и вряд ли кому-то когда-то удастся с ними справиться на все 100%. А нужно ли с этим справляться? У каждого человека есть выбор, чему верить и как выстраивать своё мнение: на проверенных временем фактах или же на эмоциональных умозаключениях сегодняшнего дня без какого-либо достойного обоснования.